Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Учитель – профессия подвижническая

Ректора Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул), профессора причисляют к руководителям новой формации. Именно такие не боятся реформ, внедряют бизнес­-подходы в жизнь вуза. Но главное – заряжают светом своей любви к профессии и коллег, и студентов.

09.09.2016
Просмотров: 44

Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

Мотивация на получение педагогического образования сегодня существенно повысилась

Ректора Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул), профессора  причисляют к руководителям новой формации. Именно такие не боятся реформ, внедряют бизнес­-подходы в жизнь вуза. Но главное – заряжают светом своей любви к профессии и коллег, и студентов.

Ирина ЛазаренкоЛАЗАРЕНКО Ирина Рудольфовна – ректор Алтайского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук.
Родилась в 1961 году в г. Барнауле. Окончила Барнаульский государственный педагогический институт (ныне – АлтГПУ) по специальности «История, обществоведение и английский язык». Трудовую деятельность начала учителем истории в одной из школ Алтайского края. В 1990 году пришла на работу в альма-­матер: начав с должности старшего лаборанта, в дальнейшем работала заведующей кафедрой управления образованием, деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, директором Института дополнительного образования. С 2012 года – ректор АлтГПУ.
Автор более 100 научных и научно­методических работ, в том числе 3 монографий и 7 учебных пособий. Профессор.
Сфера научных интересов – инновационные процессы в системе образования.
Сопредседатель координационного совета Ассоциации педагогических вузов России и Казахстана по развитию трансграничного образования. Член Совета ректоров Евразийской ассоциации педагогических вузов.
Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

– Ирина Рудольфовна, с вашей точки зрения, какие проблемы педагогического образования на сегодняшний день являются самыми острыми? Какими вы видите пути их решения?

– Проблем у высшей школы всегда было достаточно. Но если говорить о педагогическом образовании, сегодня наиболее актуальна угроза потери его самостоятельности, отраслевого характера. В настоящий момент и в прессе, и в среде педагогической общественности активно обсуждается вопрос о создании региональных опорных вузов. Не исключено присоединение педвузов к классическим университетам. Как известно, не первый раз… Без сомнения, для классического университета это заведомо хорошо: приобретается колоссальный опыт и развитая материальная база. Но для педагогических вузов, особенно тех, которые обеспечивают регион учительскими кадрами, – серьезное испытание.

Убеждена, педагогическое образование как основа любого профессионального – и медицинского, и экономического, и любого другого – должно сохранять свою автономию. Если говорить о путях решения этой проблемы, то на федеральном уровне, это, безусловно, понимание значимости педобразования для государства, в том числе для его безопасности. На региональном – это, прежде всего, реальная поддержка.

– Какие меры и на каком уровне будут способствовать повышению кадрового потенциала системы образования?

– Что первично – материя или сознание?.. Что важнее – заработная плата, соцгарантии или развитие мотивации на получение профессии учителя? Думаю, что все вкупе. Можно говорить о том, что в последние годы статус учителя в обществе, в том числе благодаря публикациям в СМИ, повысился. Важную роль также играют шаги, предпринятые Минобрнауки РФ. Это гранты, направленные на поддержку молодых педагогов, поддержку предпринимательства в образовательной среде, что в то же время способствует формированию «правильных» качеств у выпускников педагогических вузов. Налицо предметное внимание со стороны профильного министерства и к таким уровням образования, как дошкольное, начальное, и к отдельным категориям детей (с ограниченными возможностями здоровья, одаренным).

Относительно регионального аспекта поддержки педагогов. Начиная с 2012 года, выпускникам педвузов, отправляющимся на работу в сельскую местность, выделяются губернаторские гранты в размере 200 тыс. рублей. Это хороший старт.

В этом смысле в Алтайском крае делается достаточно много, чтобы поднять статус педагога, укрепить настрой выпускников школ поступать в педагогический вуз и быть в дальнейшем подвижником в системе образования. Опыт позволяет мне утверждать, учитель – профессия подвижническая.

Совместно с администрацией края АлтГПУ реализует проекты в области научной, образовательной деятельности. В нашем регионе 62 процента школ находится в сельской местности, где живет и 47 процентов населения. Поэтому для нас сельская школа, в том числе малокомплектная, – это не пустой звук, а яркий штрих к портрету системы образования Алтайского края. Безусловно, немаловажную роль для закрепления педагогических кадров на региональном уровне играет льготная ипотека для учителей, а также создание и развитие различных педагогических сообществ. В частности, в крае по инициативе и при поддержке губернатора создан Титовский клуб учителей­новаторов, поддерживающий педагогов, которые разрабатывают и реализуют инновационные технологии и мотивируют на эту работу выпускников педвузов. Недавно в крае прошла конференция «Молодой учитель. Формула успеха», на которую были приглашены и выпускники АлтГПУ – молодые специалисты, еще не отработавшие трех лет после окончания вуза, и наши студенты, находящиеся на длительной педпрактике в сельских малокомплектных школах, и будущие выпускники.

– В последнее время в профессиональном сообществе много дискутировали по поводу введения профессионального стандарта педагога.

– Безусловно, стандартизация деятельности – это общепризнанный процесс. Однако введение любой новации должно быть подготовлено. Очень хорошо, что законодательно определен период времени для апробации профстандарта педагога. Система высшей педагогической школы должна внести определенные изменения в учебные планы, привести программно­-методический продукт в соответствие с теми требованиями, которые будут предъявляться к учителю. Очень важно за имеющееся время выстроить взаимоотношения с работодателями. Мы используем этот период для плодотворной работы с ними. Получаем предложения, замечания по отдельным аспектам подготовки специалистов – идет нормальный рабочий процесс. Ведь очевидно, что, не получая обратной связи от будущих работодателей наших выпускников, мы не сможем в полной мере реагировать на запросы практиков. В этом году проведена большая работа, направленная на создание попечительского совета университета, в состав которого войдут работодатели. Помимо этого, на базе АлтГПУ действует координационный совет работодателей в системе образования. Можно уверенно констатировать – сотрудничество с работодателями развивается в конструктивном русле.

– В качестве приоритетов развития педагогического образования Минобрнауки РФ выделены программы прикладного бакалавриата. АлтГПУ в числе трех педвузов страны реализует их с 2013 года. Каковы, на ваш взгляд, главные итоги этой работы?

– Алтайский педагогический университет одним из первых включился в эксперимент по реализации программ прикладного бакалавриата. Что можно отнести к ключевым позитивным моментам? Первое – усилилась связь с работодателями, став более разноплановой. Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество с ними развивается по вектору взаимовыгодности. На базе нескольких образовательных учреждений созданы базовые кафедры, охватывающие все направления – дошкольное, начальное, общее и дополнительное образование. После недавно прошедшей конференции «Молодой учитель. Формула успеха» к нам обратились руководители школ с предложением открыть и в своих образовательных организациях базовые кафедры. На наш взгляд, это очень хороший сигнал. Вполне возможен и такой поворот событий, что мы будем объявлять конкурс на открытие базовых кафедр в образовательных организациях.

Второй важный момент, являющийся нормативно зафиксированным условием эксперимента: раннее погружение студентов в профессию стало аксиомой. С первого курса наши студенты выходят в школу. В результате кто-то из них убеждается в правильности своего жизненного выбора, а кто-­то принимает решение искать другие точки приложения сил. Однако в любом случае раннее погружение в профессию – очень важный фактор подготовки будущих педагогов. Это возможность с первого курса знакомиться с особенностями работы в школе или дошкольном учреждении. Это непередаваемое ощущение общения с детьми. Их вопросы, улыбки, открытые глаза и неизбежная проверка студентов­-практикантов на прочность – все это создает неповторимую атмосферу обретения бесценного опыта. Работа с детьми – это еще и первая возможность почувствовать себя взрослым человеком, который несет ответственность не только за себя, но и за других. Это живое общение с коллегами, умение видеть проблемы и решать их, первые профессиональные успехи, а возможно, и горечь первых неудач. Но все это и формирует особый учительский дух, что, собственно, передается из поколения в поколение.

И третий позитивный момент: участие в эксперименте – возможность для педагогического коллектива вуза, двигаясь в новом направлении, развиваться. Не секрет, что прикладной бакалавриат внедрялся в условиях практически полного отсутствия нормативно­правовой базы и тем более методического обеспечения. Мои коллеги очень активно включились в разработку необходимых материалов. Впоследствии эти документы были одобрены Минобрнауки РФ, многие из них рекомендованы для применения в практической деятельности вузов страны.

– В процессе анализа итогов заседания Комитета Госдумы РФ по образованию (февраль, 2014), в котором вы приняли участие, вами акцентировалось внимание на тезисе «педагогическое образование сегодня выступает как самостоятельный рыночный сегмент». Расскажите, пожалуйста, об опыте АлтГПУ по воплощению этого положения в жизнь.

– Практика подтверждает правильность прозвучавших слов. Не скрою, катализатором кардинальных преобразований в деятельности вуза выступил хорошо памятный ректорам первый мониторинг эффективности (2012), когда АлтГПУ был неоправданно причислен к группе вузов «с признаками неэффективности».

Когда вуз намерен встать на путь развития, он должен начать с многофакторного анализа – и современных тенденций, и существующих условий, и предыдущего опыта своей деятельности. Исходя из этого, мы проделали значительную работу. Всесторонний анализ позволил разработать комплексную программу развития университета до 2020 года. Одной из ее составляющих является коммерциализация деятельности. Не раскрывая всех ноу­-хау, приоткрою завесу тайны.

Нельзя не признать, что система педобразования имеет всепроникающий характер. Возьмем ступень дошкольного образования. Сегодня родители готовы всесторонне развивать своих детей с раннего возраста, возможно, в условиях семьи. Этот сегмент деятельности могут «прикрыть» только квалифицированные специалисты, прошедшие через горнило системы педобразования и, соответственно, обладающие знаниями особенностей физиологии, психологии детей­-дошкольников, владеющие методикой их применения. Фронт работ поистине безграничен. Это и педагогическое просвещение родителей, которым необходимы знания о психологии и физиологии своих детей для понимания процессов развития, и многое другое.

Следующий момент. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В АлтГПУ реализуется несколько магистерских программ по подготовке педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В нашем вузе работает единственная в крае кафедра специальной психологии и педагогики, которая готовит специалистов соответствующей квалификации. Реализуется программа по подготовке педагогов начальной школы для работы с детьми с ОВЗ, магистерская программа «Русский язык для детей с ОВЗ». В структуру АлтГПУ входит единственный в крае институт физической культуры и спорта, в котором реализуется программа подготовки специалистов по адаптивной физической культуре. Такими направлениями деятельности, опираясь на потенциал коллектива вуза и студентов, можно закрывать целый сегмент коммерциализации научной и образовательной деятельности.

И третий пример. Мы гордимся тем, что создали одну из лучших систем дополнительного профессионального образования. Расширение спектра целевых групп ДПО – это также возможность коммерциализации. В рамках совместного проекта с Региональным управлением ФСКН России по Алтайскому краю сегодня работает группа консультантов служб противодействия употреблению и распространению наркотиков. Среди подобных запущенных в России проектов алтайский на сегодняшний день – один из лучших.

– По итогам приемной кампании этого года АлтГПУ стал самым популярным вузом в крае. Удовлетворены ли вы как ректор качеством приема? Нарисуйте, пожалуйста, портрет студента­-первокурсника­-2015.

– Вряд ли есть ректор, который будет удовлетворен качеством приема. Однако, действительно, в этом году университет не просто выполнил план приема – был очень хороший конкурс. Абитуриентами подано на 2 тыс. заявлений больше, чем год назад. Это говорит о том, что профессия учителя интересует выпускников школ все в большей степени. Без сомнения, это связано и с тем, что в Алтайском крае, подчеркну еще раз, многое делается для развития педобразования и поддержки учительства. Это первое.

Также в этом году у нас целевой набор в два раза больше, чем в прошлом. Но перспективы в крае есть – это ресурс сотрудничества с работодателями, ведь без их активного участия реализовать целевой набор очень сложно. Мы удовлетворены и уровнем подготовки сегодняшних абитуриентов. Балл ЕГЭ выше по всем целевым группам (это и бюджетники, и внеконкурсники, и целевики). В частности, существенно вырос балл ЕГЭ у целевиков: в прошлом году 56 баллов, а в этом – 61. Это очень хороший показатель. Конечно, за этими цифрами стоит большая работа проректоров, деканов факультетов, директоров институтов, заведующих кафедрами, преподавателей вуза.

Вряд ли я нарисую законченный портрет современного студента, а вот характеристику личностных качеств, которые присущи нынешним первокурсникам, дать смогу. Прежде всего, это студенты, которые хотят учиться. У них очень высокая мотивация на обучение профессии педагога. Студенты­новобранцы осознают ее значимость. Одной из отличительных черт педобразования – и в частности, в нашем вузе – является династийность. В АлтГПУ очень много молодых людей из учительских семей: такие с первых дней обучения отдают себе отчет в том, что значит учитель, особенно в сельской местности. Студенты «новой волны» – очень творческие личности. Первокурсники уже приняли участие в первых в новом учебном году публичных выступлениях творческих коллективов вуза. Еще одна привлекательная черта нынешних студентов – стремительность. В них такой заряд энергии, что иногда приходится их даже чуть­чуть притормаживать, чтобы правильно расставить акценты на период обучения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, АлтГПУ, педагогическое образование, актуальное интервью

Похожие материалы:
Как сохранить «элемент питания» науки?
Вологодский государственный педагогический университет: повысить престиж профессии учителя
Инклюзия в российском обществе
В АлтГПУ состоялся Совет ректоров высших учебных заведений Алтая
Повышение профессионального уровня педагогов
О.Койфман: «В перспективе ивановские вузы будут объединены. Рано или поздно, так или иначе».
Слово о завтрашнем дне
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Человек с обложки: Ирина Лазаренко
Региональные университеты в системе образования России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#84Опорные вузы как механизм модернизации
#89Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
#88Интернационализация в сфере гарантии качества образования
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
#89Продвижение вуза-лидера
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники