Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Волга-техника» - успешная модель университетского технопарка

Технопарк «Волга-техника» Саратовского государственного технического университета – один из первых университетских технопарков страны, которому удалось добиться реальных успехов

Просмотров: 2323
КОВАЛЬ Александр Андреевич – заместитель начальника управления инновационными процессами Саратовского государственного технического университета, директор научно-технического парка «Волга-техника» СГТУ

Технопарк «Волга-техника» Саратовского государственного технического университета, действующий с 1993 года, – один из первых университетских технопарков страны. И один из немногих, которому удалось добиться реальных успехов… Как? Несколько вопросов на эту тему мы задали заместителю начальника управления инновационными процессами СГТУ, директору научно-технического парка «Волга-техника» Александру КОВАЛЮ:

– Александр Андреевич, с чего началась «история успеха» технопарка, что лежит в ее основе?

– Мировой опыт показывает, что одной из форм эффективного развития инновационных процессов является создание и организация деятельности технопарковых структур, в которых создаются надлежащие условия для быстрого практического использования инноваций. В начале 90-х годов прошлого века по инициативе высшей школы шло создание технопарков при вузах как способа повышения влияния вузов на инновационное развитие экономики. Именно в эти годы в СГТУ шли крупные исследовательские работы по разработке модели вузовского технопарка. На основании результатов этих исследований технопарковую структуру в СГТУ было решено создать на основе такой модели, которая обеспечила бы устранение недостатков, имеющихся в ряде технопарков российских вузов*, сохранила бы тесную связь технопарка с вузом, обеспечила преемственность результатов вузовской науки и их быструю реализацию в инновационном процессе путем привлечения к нему инновационных фирм.

Организационно-правовая форма технопарка была выбрана в виде придания ему статуса структурного подразделения технического университета, являющегося частью единого учебно-научно-инновационного комплекса университета и осуществляющего полномочия юридического лица по его доверенности. Такая модель технопарка позволила обеспечить кровное взаимодействие вуза с технопарком, ускорить и расширить инновационный процесс и его влияние на подготовку специалистов, обеспечить надлежащее развитие инфраструктуры для его обслуживания.

– Экономический кризис стал серьезной проверкой даже для успешных структур. Как он отразился на вас?

– Сегодня технопарк «Волга-техника» СГТУ – крупное научно-инновационное объединение, в состав которого входят 20 малых производственно-инновационных фирм, являющихся структурными подразделениями университета, и 25 производственных предприятий и организаций Саратовской области, ведущих инновационную деятельность и являющихся субъектами научно-инновационного блока университета. Общее число занятых работников в структурных инновационных подразделениях университета, входящих в технопарк, включая штатных сотрудников, совместителей, работающих по гражданско-правовым договорам, составляет от 500 до 600 человек ежегодно. В составе технопарка организована работа предприятий для оказания патентно-лицензионных, сертификационных, кадровых и юридических, иных необходимых услуг. Эти предприятия образуют «среду поддержки» для инновационных структур технопарка, призванную обеспечить их комплексом услуг, необходимых для скорейшего прохождения продукции от стадии разработки до производственного освоения и сбыта.

Отвечая на вопрос, могу сказать, что даже в период современных экономических кризисных ситуаций работа технопарка «Волга-техника» СГТУ показала его жизнестойкость и положительное влияние на развитие образовательного процесса в вузе, возможность создания дополнительных рабочих мест и увеличение занятости профессорско-преподавательского состава. Так, в 2008 году общий объем инновационно-производственной деятельности технопарка и структур, входящих в его состав, превысил 300 млн. рублей.

– Каков спектр научно-инновационных и внедренческих разработок предприятий технопарка?

– Спектр достаточно широк. Это, например, измерительный комплекс на основе атомно-силовой микроскопии, позволяющей визуализировать трехмерную структуру клеток, ДНК, вирусов. Это новое поколение технологических станков; высокоэффективные энергетические теплообменные устройства; блоки различного назначения для лазерных установок; уникальные нестандартные подшипники; электронные приборы и другое.

– Одним из серьезных препятствий развития вузовских технопарков эксперты считают слабую корреляцию инновационного продукта технопарков с уровнем региональной экономики. Насколько востребован «продукт» «Волга-Техники» реальной экономикой региона?

– Участие технопарка и университета в формировании и реализации областных научно-технических и инновационных программ является для региона важным фактором. Примером может служить губернаторская программа «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 г.г.», в разработке которой приняли участие Центр энергосбережения технопарка и ученые вуза. Программа успешно была завершена в 2005 году. Итоги таковы: за 1998-2005 годы по программе на реализацию энергосберегающих проектов было привлечено более 1850 млн. рублей, сэкономлено – 1,8 млн. тонн условного топлива, экономический эффект от вложения в энергосбережение средств превысил 7,5 рублей на рубль затрат.

Логическим продолжением программы по энергосбережению стала областная целевая программа «Энергоэффективность Саратовской области на 2006-2010 годы», одними из главных разработчиков которой вновь стали Центр энергосбережения технопарка и ученые вуза.

А сейчас определено участие СГТУ и его технопарка «Волга-техника» в выполнении региональной инновационной научно-технической «Пятилетней программы развития высоких технологий в Саратовской области на 2009-2013 годы». Так что можно с полным правом сказать – технопарк «Волга-техника» СГТУ стал инновационной площадкой развития инновационных процессов в регионе.

– Целый ряд проблем развития университетских технопарков был связан и с правовыми вопросами…

– Да. Однако, большую надежду вселяет подписанный Президентом России Д.А. Медведевым Федеральный Закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, позволяющий вузам реализовать практическое применение результатов интеллектуальной деятельности высших учебных заведений. Этот документ, безусловно, будет способствовать развитию инновационной деятельности вуза.

* В информационной записке «Технопарки как инструмент интенсификации развития производства», подготовленной рейтинговым агенством «Эксперт- РА» (2004), в частности, отмечается: «Небольшое число реально работающих технопарков объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью – получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру» (Прим. Ред.)

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Система менеджмента качества формирует успешность
Александровский сельскохозяйственный колледж. Цель - качество
Читинский государственный университет: акцент на науку
ТПУ – инновационный «пояс» университета
Стабильность вуза в его внутренней политике
Перспективы развития технопарков в России
Приемная кампания в Петровском колледже
От учебы в колледже – к успеху в жизни
Технопарки в России и мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ