Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения

Липецкая область в 2014 году в числе 21 региона России стала победителем конкурса на право реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» получил статус стажировочной площадки.

Просмотров: 269
Л.А. ЧерныхЛ.А. ЧЕРНЫХ – ректор ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств

Л.А. РОТОБЫЛЬСКАЯЛ.А. РОТОБЫЛЬСКАЯ – проректор по инновационной деятельности и профессиональному образованию ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент

В КАЧЕСТВЕ основных принципов государственной политики в законе «Об образовании в Российской Федерации» сохранены демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений. Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования (РАО) ставят задачу всемерного развития государственно-общественных начал в управлении образованием и объединяют усилия для разработки научно-методических материалов и рекомендаций по этой проблематике.

Липецкая область в 2014 году в числе 21 региона России стала победителем конкурса на право реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» получил статус стажировочной площадки по теме «Создание условий для развития и распространения моделей государственно-общественного управления образованием».

Накопленный опыт по формированию и развитию сети инновационных площадок в системе образования области и интеграции их деятельности в региональную систему повышения квалификации позволил институту спроектировать и апробировать модель повышения квалификации работников образования по развитию государственно-общественного управления (ГОУ) с участием базовых площадок, выращенных из инновационных. Структурно-­функциональная модель реализации практики представлена на схеме (см. рис.1), она включает:

  • управление образования и науки Липецкой области;
  • муниципальные органы управления образованием (МОУО);
  • ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» (ИРО), в структуре которого работает экспертный совет (ЭС ИРО);
  • базовые площадки по реализации моделей государственно-общественного управления (БП);
  • региональные инновационные площадки (РИП);
  • инновационные площадки ИРО;
  • общественно­-профессиональные сообщества.

Рисунок 1

Модель повышения квалификации по развитию государственно-общественного управления в ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования»

Модель повышения квалификации

Процесс реализации модели имеет циклическую основу, осуществляется в течение года и включает три этапа: аналитико-­проектировочный, технологический, обобщающий.

Аналитико-проектировочный – направлен на формирование пакета проблемных вопросов по организации государственно-общественного управления в системе образования и разработку содержания практико-ориентированных дополнительных образовательных программ на модульно-компетентностной основе.

Технологический – предусматривает шаги по формированию научно-методической базы для организации повышения квалификации и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ.

Обобщающий – предполагает осуществление аналитико­обобщающей деятельности, выработку рекомендаций по расширению образовательного пространства за счет включения в процесс повышения квалификации инновационных площадок, на которых изучена реализация государственно-общественного управления, выявлены эффективные практики, подготовлены материалы для трансляции, разработаны программы семинаров для педагогических работников в соответствии с программой инновационной деятельности.

В РЕГИОНАЛЬНОЙ системе образования введена конкурсная основа для образовательных организаций на присвоение статуса региональных инновационных площадок, инновационных площадок Института развития образования Липецкой области и базовых площадок на основании решений экспертного совета института.

Инновационные площадки ИРО и региональные инновационные площадки участвуют в программах повышения квалификации посредством трансляции своего опыта и проведения семинаров. Базовые – проводят стажировки для слушателей курсов повышения квалификации в рамках реализации практикоориентированных модулей программ повышения квалификации института. Впоследствии они становятся тьюторами для других образовательных организаций.

Проведение серии открытых методологических семинаров для сотрудников ИРО и базовых площадок создает условия для формирования единого методологического и методического поля по вопросам реализации государственно-общественного управления.

В ходе курсовой подготовки проводятся опрос, анализ и учет мнений слушателей на основе анкетирования с целью оперативной корректировки содержания программ повышения квалификации.

Для получения обратной связи и учета общественного мнения по реализации государственно-общественного управления в системе образования систематически через сайт ИРО и СМИ осуществляется информирование общественности о реализации программ повышения квалификации.

Процесс повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации государственно-общественного управления в системе образования осуществляется также через анализ опыта организаций и его обсуждение, в том числе на заседаниях педагогических ассоциаций, общественных слушаниях с приглашением представителей органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, родительской общественности. Трансляция лучших практик государственно-общественного управления в образовательных системах осуществляется в ходе семинаров, конференций, посредством публикаций.

В результате в региональной системе образования формируется сетевое взаимодействие по распространению эффективных моделей государственно-общественного управления каскадного типа, что способствует развитию образовательных учреждений и общественно­договорных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Инновационный опыт в региональной системе образования [текст] / под ред. Л.А. Черных, Л.А. Ротобыльской. – Липецк: ЛИРО, 2012, 126 с.
  2. Концепция долгосрочного социально-­экономического развития РФ на период до 2020 года [электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., № 1662-р / Справочно-правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г., №61 / Интернет­портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html
  4. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [текст]. – М.: Проспект, 2015, 160 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Елецкий государственный университет: Тренд сегодняшнего дня
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Практика сетевого взаимодействия
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Повышение качества предоставляемых услуг
ЮУПИ: приоритет – качество образования
ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
Актуальность и перспективы дуального обучения
Развитие региональной системы оценки качества образования
ДПО: развитие в геометрической прогрессии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ