Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Оценка качества освоения основных образовательных программ

Формирование востребованной системы оценки качества и результатов образования – одна из пяти приоритетных задач федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Как обеспечить эффективный контроль качества? Представляем опыт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

23.09.2015
Просмотров: 110

Р.М. АСАДУЛЛИН, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор

Г.И. КАЛИМУЛЛИНА, начальник УМУ Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук, доцент

Г.Р. ГИЛЬМАНОВА, заместитель начальника УМУ Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат биологических наук, доцент


Формирование востребованной системы оценки качества и результатов образования – одна из пяти приоритетных задач федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Как обеспечить эффективный контроль качества? Какую систему оценки ввести, чтобы она могла наглядно демонстрировать результаты обучения, но при этом не была затратной и усложняющей ежедневный труд преподавателей? Представляем опыт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Балльно-рейтинговая система

Ключевым вопросом оценки качества образовательных результатов в системе СПО и ВО является оценка уровня сформированности компетенций, хотя в зачетную книжку студента и документ об образовании по-прежнему выставляются оценки по традиционной пятибалльной шкале в разрезе дисциплинарно-­модульного построения учебного плана. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО и ВО предусматривают оценку сформированности уровня компетенций обучающегося, причем одной дисциплиной может формироваться и развиваться несколько компетенций, а формирование одной отдельной компетенции может предусматриваться несколькими дисциплинами и видами практики. Как увязать эту непростую паутину взаимосвязей, не потеряв главного?

В БГПУ им. М. Акмуллы с 2011 года в экспериментальном варианте, а с 2012-2013 учебного года в штатном режиме внедрена балльно­рейтинговая система (БРС) оценки качества образования. Она размещена в электронной информационно­-образовательной среде университета на основе программного обеспечения «Учебные планы»/«Деканат»/«Электронные ведомости», разработанного лабораторией математического моделирования и информационных систем (г. Шахты). Это удобно и соответствует требованиям законодательства, так как в связи с актуализацией ФГОС высшего образования и учетом компетентностного подхода электронная информационно­-образовательная среда вуза должна также фиксировать и ход образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы – то есть уровня сформированности компетенций на разных этапах. Это и позволяет осуществлять БРС на всех этапах контроля – текущего, промежуточного и итогового. Результаты доступны для просмотра в электронной информационно-­образовательной среде университета в рамках веб­расширения.

Помимо этого, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования <…> (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2013, № 1367) фонд оценочных средств по образовательной программе должен содержать перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и типовые контрольные задания, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

В этой связи в университете на своих внутренних ресурсах доработано программное обеспечение и сформирован на базе имеющихся программных продуктов дополнительный элемент «Фонд оценочных средств», отталкиваясь от вкладки «Справочник компетенций» в программе «Учебные планы». К этой таблице справочника компетенций добавляются столбцы с количеством семестров, на которые рассчитан учебный план. Выделение семестров, за которыми закреплена трудоемкость по конкретным дисциплинам или иным формам работы, характеризует этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Еще один столбец необходим для указания типовых контрольных заданий или иных материалов, определенных преподавателем для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, для оценки уровня сформированности компетенций (сами задания содержатся в фонде оценочных средств программы каждой дисциплины и практики).

Таким образом, мы наглядно видим этапы формирования каждой компетенции в процессе освоения основной образовательной программы. Но как определить уровень ее сформированности на каждом этапе, причем у отдельного студента? Для этого в вузе разработан еще один элемент, относящийся к электронному портфолио студента.

Поскольку в университете используется система «Электронные ведомости», результаты каждого этапа освоения ООП получаются при закрытии семестровых ведомостей. Они выражены в процентах освоения трудоемкости дисциплины (модуля, практики) в конкретном семестре и имеют шкалу перевода как в традиционную пятибалльную, так и в качественную характеристику уровня сформированности компетенций (см. таблицу 1).

Таблица 1

Качество освоения ООП

Итоговые баллы по соответствующей дисциплине (практике и прочему) отображаются в таблице, производной от элемента «Фонд оценочных средств», но индивидуально по каждому студенту. И здесь столбец с типовыми заданиями заменен на столбец, отображающий среднюю оценку уровня сформированности компетенций. Еще не освоенные семестры показаны как ноль процентов освоения, в конце строки – среднее арифметическое по уровню сформированности компетенции в рамках дисциплины, против формулировки компетенции – среднее значение по столбцу, то есть реальная картина сформированности компетенции в среднем по всем дисциплинам на текущий этап освоения ООП. Соответственно, после каждого семестра это значение возрастает, по завершению обучения (закрытию ведомостей последнего семестра) – дает итоговый уровень сформированности каждой компетенции на этапе, предшествующем итоговой аттестации. Такая оценка гораздо более точная, чем по пятибалльной шкале, поскольку диапазон рейтинговой оценки достигает 20 процентов разброса в рамках одной традиционной академической оценки.

Компетентностная модель в дисциплинарно-модульной структуре

Такой подход позволяет интегрировать компетентностную модель формирования подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в дисциплинарно­-модульную структуру учебного плана ООП. При этом не потребовалась разработка отдельных (зачастую очень сложных) методик перерасчета академических оценок в оценку уровня сформированности компетенций, у преподавателя не появилось лишних забот по процедурам перерасчета. Одновременно подобная процедура оценки уровня компетентности нетрудоемка и достоверно отражает реалии учебного процесса.

Единственный минус этой системы на данном этапе – практически «ручное управление», так как описанное усовершенствование программного обеспечения не интегрировано в основные модули и не поставлено в автоматический режим (техническое задание передано разработчикам программного обеспечения). Тем не менее к процедуре проведения итоговой аттестации государственная экзаменационная комиссия имеет возможность получить оценочные листы по каждому студенту, где указан уровень сформированности анализируемых ГЭК компетенций, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы.

Оценочные листы работы ГЭК разрабатываются дирекцией основной образовательной программы на основе программы итоговой аттестации в увязке с теми формами оценочных средств, которые вынесены на процедуру итоговой аттестации. Оценочные листы процедуры государственного экзамена и процедуры защиты выпускной квалификационной работы могут различаться по перечню компетенций, так как в программе ИГА разным процедурам итоговой аттестации отводится оценка уровня сформированности разных компетенций, но они одинаковы по сути. Составляются индивидуально на каждого студента и выглядят (фрагментарно, на примере защиты ВКР) следующим образом (см. таблицу 2).

Таблица 2

Качество освоения ООП

Думается, использование в ходе ИГА таких оценочных листов способствует более объективной работе членов государственной экзаменационной комиссии, так как у них появляется возможность индивидуального подхода к каждому выпускнику. Подобный оценочный лист распечатывается для каждого члена ГЭК, и они заполняют его уже предметно, ориентируясь на критерии оценки готовности конкретного выпускника к будущей профессиональной деятельности, а не на общее впечатление от прослушанного выступления. Также данные об уровне сформированности компетенций выпускника на основании результатов промежуточной аттестации могут помочь членам ГЭК сформировать представление о добросовестности работы студента в период обучения и в определенных случаях поддержать его или задать дополнительные вопросы.

Таким образом, подходы к формированию систем оценки качества и результатов образования в каждом вузе могут быть своими. В нашем университете постарались увязать существующие внедренные и подтвердившие свою эффективность системы оценки и организации учебного процесса (БРС, электронные ведомости, электронные учебные планы, фонды оценочных средств) с новациями системы образования последних лет (требования ФЗ-273, Порядка реализации ООП, ФГОС ВО), работой внутренних и внешних экспертов результативности освоения ООП (ГЭК). Элементы системы оценки качества образовательных результатов достаточно прозрачны, на всех этапах оценки доступны для обсуждения и вполне объективны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-81, качество образования, башкирский государственный педагогический университет, ФГОС

Похожие материалы:
Заметки на полях ФГОС СПО
Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
СПО: сентябрьские тезисы
Востребованные выпускники – системообразующая цель развития вуза
Модернизация критериев аккредитации российских образовательных программ
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Модульная система обучения вводится в БФУ им. И. Канта
Кто кого: Россия в Болонском процессе
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Технология внедрения профессиональных стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#91Евразийское образовательное пространство
#92
#91Формирование сети опорных университетов
#87Слово редактора к №87
#88Консерватория – часть музыкальной жизни России
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны