Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады

Ежегодно студенты ЧГИК принимают участие более чем в 300 международных, всероссийских и региональных проектах. Возможность продемонстрировать профессиональные знания и умения, интеллект, эрудицию, общую культуру, приобрести неоценимый личностный опыт дают многие мероприятия, но особое место среди них занимает интернет-олимпиада.

Просмотров: 151

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

ШТОЛЕР Наталья Николаевна

начальник учебно-методического управления Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

ЯПРИНЦЕВА Кира Львовна

специалист по учебно-методической работе Челябинского государственного института культуры, кандидат культурологии.

Школа успеха, или Почему студенты участвуют в Открытой международной интернет-олимпиаде

Ежегодно студенты Челябинского государственного института культуры принимают участие более чем в 300 международных, всероссийских и региональных проектах. Возможность продемонстрировать профессиональные знания и умения, интеллект, эрудицию, общую культуру, приобрести неоценимый личностный опыт дают многие мероприятия, но особое место среди них занимает интернет-олимпиада.

Инвестиции в талант

В рамках теории человеческого капитала образование рассматривается не только как сфера общественного производства и потребления, но, прежде всего, как инвестиции в развитие общества и личности. Применительно к обучению в сфере художественного творчества, исполнительского мастерства, социокультурной деятельности можно говорить об инвестициях в талант, творческую составляющую социального капитала.

Реализация такого подхода предполагает решение проблемы выбора критериев и технологий объективной оценки качества как результативности подготовки специалистов сферы культуры и искусства – «выхода» образовательной системы, так и ее «входа» – абитуриентов, студентов младших курсов. Одним из вариантов в ЧГИК является расширение присутствия вуза в общероссийском и региональном научном и художественно-творческом пространстве. Формы подобного присутствия – участие студентов и преподавателей института в форумах, исследовательских проектах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах.

Особое положение, которое занимает Открытая международная студенческая интернет-олимпиада, обусловлено рядом факторов. Во-первых, в этом проекте могут принять участие все желающие, обладающие волей к победе. Во-вторых, интернет-олимпиада позволяет проявить себя «теоретикам» – знатокам культурологии, математики, истории, русского языка. Это обстоятельство особенно важно в условиях творческого вуза, где большинство мероприятий ориентировано на творческую профессиональную составляющую.

Путь к победе

Организатором вузовского тура олимпиады является учебно-методическое управление института (УМУ). На подготовительном этапе его сотрудники проводят информационную кампанию по продвижению интернет-олимпиады под девизом «Отправная точка достижения цели – желание». Для информационного сопровождения используются интернет-ресурсы вуза, в многотиражной газете «АкадемГородок» и на информационных стендах факультетов размещаются объявления с логотипом интернет-олимпиады, оформляются индивидуальные приглашения для студентов, имеющих высокие баллы по ЕГЭ.

Целевой аудиторией информационной кампании становятся, в первую очередь, первокурсники. Сотрудники УМУ выходят на потоки с рассказом «Почему студенту важно участвовать в интернет-олимпиаде». Такая работа дает хорошие результаты. Ежегодно 30-40 % первокурсников пробуют свои силы в проекте. Многие из них продолжают участвовать в интернет-олимпиаде на последующих курсах, стремясь улучшить свои результаты либо добиться победы.

На организационном этапе учебно-методическое управление ежегодно готовит списки участников, расписание консультаций на период подготовки и проведения вузовского этапа. Формализацией процесса становится издание соответствующего приказа ректора.

Вузовский тур интернет-олимпиады проходит по утвержденному расписанию. После подведения итогов все участники получают дипломы ЧГИК с логотипом Открытой международной интернет-олимпиады. Студенты, набравшие наивысшие баллы по вузу, отмечаются дипломом лауреата и памятным подарком. Проведение олимпиады и ее итоги освещаются на сайте и в вузовской газете. Студенты, вышедшие во второй тур, получают именные приглашения, для них организуются дополнительные консультации.

Интерес к олимпиаде год от года растет не только у студентов, но и преподавателей-предметников. В первые годы консультирование участников рассматривалось преподавателями как дополнительная нагрузка. Сегодня с учетом заинтересованности студентов и их результатов педагоги все активнее осуществляют поддержку УМУ при организации и проведении мероприятия.

Целесообразность участия

Важно обозначить ряд позиций, определяющих целесообразность участия института в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде. Основные аргументы вуза:

  • подобные проекты, как показала практика, стимулируют студентов к творческому саморазвитию, самообразованию, умению ставить перед собой цели и добиваться их воплощения;
  • участие и результаты студентов на олимпиаде, наряду с Федеральным интернет-экзаменом в сфере профессионального образования (ФЭПО), – один из вариантов независимой оценки качества обучения в ЧГИК;
  • фиксированный размер оплаты (независимо от числа дисциплин и количества участников) позволяет минимизировать затраты в пересчете на одно участие.

Сведения об участии в интернет-олимпиаде и ФЭПО представлены в разделе «Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися программы подготовки» в основных профессиональных образовательных программах института. Расширение представленности профильных вузов, очевидно, повысит статус и значимость подобных систем оценки качества обучения и подготовки соответствующих специалистов. Так, студенты только трех учреждений ведомственной системы Минкультуры РФ, включающей 48 образовательных организаций, были отмечены наградами Открытой международной студенческой интернет-олимпиады в 2011-2016 годах.

Подобное представление результатов научного и творческого поиска педагогов и студентов приобретает прин­ципиальное значение. Во-первых, в качестве одной из форм коллективной экспертизы профессиональным сообществом качества подготовки вузом специалистов сферы культуры и искусства. Во-вторых, как условие развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала вуза в целом.

Для студентов опыт подготовки и участия в форумах, конкурсах, фестивалях и интернет-олимпиадах:

  • маркирует вехи профессионального становления (истории успеха);
  • формирует мотивацию и навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • становится условием успешной адаптации в профессиональной среде.

Высокие результаты

С 2011 года в интернет-олимпиаде приняли участие более 700 студентов ЧГИК, состязавшихся по шести дисциплинам: русскому языку, математике, информатике, истории России, культурологии и экономике. Призерами стали 10 участников, получивших 2 золотые, 3 серебряные и 5 бронзовых медалей по русскому языку, истории России и культурологии. Отметим, что среди призеров – студенты практически всех факультетов вуза.

Результаты превосходят ожидания организаторов. Участниками и победителями становились, в том числе, и студенты направлений подготовки с преобладающей творческой составляющей в области искусства. Большим достижением, учитывая специфику вуза культуры и искусств, считаем выход в третий (заключительный) тур интернет-олимпиады по математике в 2013 году студента факультета информационных ресурсов и технологий А. Таратуты, занявшего четвертое место и получившего диплом в номинации «За упорство в достижении цели».

По сложившейся традиции медали и дипломы победителям интернет-олимпиады ежегодно вручает в торжественной обстановке на праздничном новогоднем концерте ректор института, профессор, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы РФ В.Я. Рушанин.

 

Почему я участвовал в интернет-олимпиаде…

Яна БЫЧКОВА, золотой призер по русскому языку (2014, 2015):

– Участие в олимпиаде по русскому языку для меня стало своеобразным продолжением традиции. Дело в том, что я каждый год состязалась в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе... Было интересно увидеть ее (Открытой международной студенческой интернет-олимпиады. – Прим. ред.) отличия от школьной, оценить соперников. На мой взгляд, самым трудным заданием были исторические аспекты языка, языковые семьи. Вопросы в этом разделе могут быть самые неожиданные и достаточно сложные. Участие в олимпиаде принесло мне большую пользу. Во-первых, поддерживает в памяти мои знания по русскому языку. Во-вторых, дает возможность узнать что-либо новое для себя. И, в-третьих, – это моя самореализация в институте.

Полина НОВОСЕЛОВА, бронзовый призер по русскому языку (2016):

– Участвовать в таких олимпиадах интересно, потому что большинство заданий не стандартны (особенно понравились своей оригинальностью кейс-задания) и помогают реально оценить уровень своих знаний.

Альберт ЖАЛИЛОВ, бронзовый призер по истории России (2016):

– У меня было множество причин принять участие в олимпиаде по истории России. Одна из них – хотел взять реванш. В 2015 году я сдавал ЕГЭ по истории и, на мой взгляд, получилось отвратительно: 63 балла из 100. После поступления в институт принял участие в олимпиаде по истории России и чуть было не занял третье место в вузовском туре. В конце второго семестра сдавал экзамен по истории, и несмотря на «отлично» мне этого показалось мало. Решил не останавливаться на достигнутом, и на втором курсе улыбнулась удача: в этот раз я в первом вузовском туре интернет-олимпиады занял второе место и получил приглашение на второй тур.

Екатерина САГДЕЕВА, бронзовый призер по культурологии (2016):

– В первую очередь я была мотивирована идеей проверить свой уровень знаний непосредственно по специальности – культурологии… Для меня скорее всего самым тяжелым было охватить весь широчайший пласт культурологического знания, что-то вспомнить, а с чем-то впервые столкнуться, и всё это за достаточно непродолжительный срок. Тем не менее такие вещи скорее подбадривают и повышают энтузиазм, чем пугают и заставляют подумывать о том, чтобы все бросить… Мне очень близок сам формат проведения тестирования: предельно точный и охватывающий самые главные темы дисциплины. Поэтому… хотелось бы надеяться, что подобного рода формат будет сохранен организаторами олимпиады, и нововведения не затронут её изначальной концепции… Это достижение дает мне стимул улучшить свой результат, участвуя в следующем году. И моя подготовка уже началась.

Александр ТАРАТУТА, участник третьего (заключительного) тура по математике (2013):

– Во время учебы в вузе я принимал участие в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде по математике. Дважды в своей группе выходил в третий тур, но принимал в нем участие только один раз, так как он проходил в г. Йошкар-Оле. Задания первого и второго туров были интересными, разнообразными, но, на мой взгляд, мало чем отличались друг от друга по сложности. Задачи в третьем туре были на порядок сложнее… Вообще, олимпиада – это здорово: и для самих участников (проверка своих сил и дальнейшая перспектива в учебе и работе), и для организаторов (найти умных, талантливых, неординарных личностей).

Илья БАЛАБУЕВ, участник интернет-олимпиады по русскому языку (2011):

– Убежден, что такие мероприятия позволяют студентам не только проверить, но и углубить знания, в моем случае – по русскому языку и литературе… Что могу посоветовать организаторам олимпиады? Привлекать к участию умных студентов, мотивировать их на изучение этой «громады» – русского языка, чтобы они познали истинное наслаждение, погружаясь в неизмеримую глубину и «чудные законы его».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
Оценка качества образования: точки зрения
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Модель оценки качества образовательной программы
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
ENQA: Отчет в зачет
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ