Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Маршруты непрерывного образования

Приоритетным направлением реализации идеи непрерывности в НГПУ им. К.Минина является создание широкого веера образовательных опережающих программ, имеющих разное функциональное назначение с целью гибкого реагирования вуза на запросы рынка труда, общества, системы образования, личности.

Просмотров: 4387

Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина

А.А. ФЕДОРОВ, ректор НГПУ им. К. Минина, доктор философских наук, профессор
Л.Е. ШАПОШНИКОВ, президент НГПУ им. К. Минина, доктор философских наук, профессор
В.В. НИКОЛИНА, проректор по научно-образовательной и социальной деятельности, доктор педагогических наук, профессор

Строить себя всю жизнь

Во второй половине ХХ века в печати появились работы, в которых обоснованы черты образования XXI века, готовящего людей к жизни в постиндустриальном обществе. В них приведены доказательства того, что человек может реализовываться, лишь непрерывно обретая новые знания и опыт на протяжении всей жизни (Д. Белл, А. Тоффлер, Э. Фор, Р. Дэйв, М. Крелли).

В современный период необходимость перехода к обществу, постоянно обновляющему знания, вытекает из сложности информационной системы, носителем которой является социум. Кроме того, интенсивные социально­экономические преобразования в России определили ориентацию всех сфер жизнедеятельности общества на инновационное развитие. В этой связи государство и общество ожидают от системы образования быстрого переориентирования на всех ее уровнях. Одним из перспективных направлений развития высшей школы стала возможность выбора разнообразных траекторий развития для повышения качества образования, обеспечение условий его доступности, удовлетворение интересов и потребностей граждан в получении образования в соответствии с новыми требованиями, определяемыми развитием социально­экономической сферы, науки и культуры.

Система непрерывного педагогического образования рассматривается в двух аспектах: в виде вертикальных, временных этапов и связей между ними – дошкольное, среднее общее (полное), среднее и высшее профессиональное, постдипломное дополнительное, а также в виде горизонтальных связей между его различными подсистемами в форме законченных блоков (модулей) с разными временными затратами для освоения. «Непрерывное образование – интегративный элемент жизнедеятельности личности в целом, условие постоянного развития интеллектуального потенциала в современном меняющемся мире»1.

Раскрывая значимость непрерывного образования, следует подчеркнуть, что для образованного человека естественно стремление учиться и переобучаться.Сущностью человека становится его самостановление, способность строить самого себя (Л.С. Выготский), отрицание себя как чего­то ставшего, стремление к уникальности и развитию.

В новом понимании человека на первый план выходит свобода творчества, самосознание, самоопределение, самореализация. По А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу, главное в личности – устремленность в будущее. В этой связи необходимо учитывать переориентацию ценностей молодежи в современных условиях: не образование определяет жизненную стратегию личности, а личность разрабатывает стратегию жизни, проектируя собственный образовательный маршрут. Роль непрерывного образования – создание условий успешности такой разработки маршрута.

Непрерывное образование обеспечивает преодоление разрывов существующей подготовки человека к жизни в меняющемся мире и рассматривается как пространство с условиями самореализации и самоактуализации личности, выработки индивидуального стиля жизни человека. Системное оформление идей обучения в течение жизни имеет непосредственную связь с положениями теории человеческого капитала, обеспечивает возможность получения, обновления и пополнения знаний, опыта, навыков личности в соответствии с ее образовательными, культурными и профессиональными потребностями, отражающими как процессы адаптации к изменяющемуся миру, так и потребность в самореализации.

Лиссабонский саммит 2000 года подчеркивает, что успешный переход к инновационной экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования человека. Непрерывное образование как пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности и опирается на прогнозный характер обучения, то есть на способность знаний соответствовать будущим, еще скрытым тенденциям развития общества. Это оказывается возможным в случае открытости системы непрерывного образования современным потребностям общества в каждый текущий момент.

При этом образование становится не процессом передачи накопленного и систематизированного опыта прошлого, а процессом исследования настоящего и проектирования знаний будущего.

Реализация модели непрерывности

Рассматривая с этой позиции систему непрерывного педагогического образования в современном университете, можно в качестве логики его построения опереться на термины непрерывного образования, которыми в настоящее время принято оперировать в европейском сообществе: учение длиной в жизнь (последовательность этапов обучения человека), учение шириной в жизнь (формы обучения – формальное, с выдачей диплома или сертификата; неформальное и информальное самообразование посредством общения, чтения, СМИ). Таким образом, эти вертикальная и горизонтальная оси непрерывного образования взаимосвязаны и очерчивают пространство постдипломного образования, реализуемого в вузе. Образование через всю жизнь отражает идеи императива опережающего образования для раскрытия и реализации в социуме творческого потенциала индивида. Обучающийся в этой связи осуществляет «разборчивое собирание» (М. Хайдеггер) полученных новых идей, связей, моделей, решений, тем самым непрерывное образование противодействует профессиональной неграмотности в новых условиях как фактору риска.

В 2011 году, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ, произошла реорганизация Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) и Волжского инженерно­педагогического университета (ВГИПУ) в форме присоединения ВГИПУ к НГПУ. Объединение двух вузов позволило осуществлять реализацию целостной инновационной модели непрерывного педагогического образования на основе концепции восходящего опережающего развития, обеспечивающего развитие вуза как крупного конкурентоспособного университетского кластера, одного из лидеров непрерывного педагогического и профессионально­педагогического образования России.

Университет является ресурсным центром непрерывного педагогического образования для Нижегородской области и Приволжского федерального округа. Хотя в современных условиях многие вузы региона осуществляют различные варианты повышения квалификации и переподготовки кадров, целостная поливариантная система имеется лишь в НГПУ им. К. Минина. В условиях реализации ФГОС школьного и профессионального образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» система непрерывного (постдипломного) образования обеспечивает педагогам региона личностный и профессиональный рост.

Развитие непрерывного образования во многом увеличило влияние университета на развитие социума в регионе, обеспечило создание продуктивных условий для повышения профессиональных компетенций работников образовательных учреждений, конкуренцию на рынке образовательных услуг Нижегородского региона.

Пути и методы решения проблемы

Приоритетным направлением реализации идеи непрерывности в НГПУ им. К. Минина является создание широкого веера профессиональных образовательных опережающих программ, имеющих разное функциональное назначение с целью гибкого реагирования вуза на запросы рынка труда, общества, системы образования, личности. Программы разнообразны по уровню предлагаемого материала и имеющегося у слушателей профессионального опыта, рассчитаны на различные сроки, темпы обучения, а также нацелены на повышение квалификации специалистов общего и среднего высшего профессионального образования,  переподготовку кадров, получение второго высшего образования или дополнительной квалификации (сертификат, диплом о дополнительной квалификации).

В центре дополнительного образования вуза подготовлены и реализуются более 80 программ для непрерывного образования педагогов по различным направлениям образовательной деятельности, создан информационный банк образовательных программ, подготовлено их научно­методическое обеспечение с учетом применения современных информационных технологий. Разработаны также дополнительные образовательные программы для студентов по использованию информационных технологий, по иностранным языкам, подготовке вожатых, дополнительному образованию детей, саморазвитию личности, добровольческой деятельности, проектной культуре и др.

Учебно­методическое сопровождение, разрабатываемое в центре дополнительного образования, включает следующие элементы: нормативно­инструктивный (программа модуля, курса, глоссарий, сведения о литературе по программе, электронные ресурсы), информационный (цели и задачи программы, рассматриваемые на занятии вопросы и проблемы), коммуникативно­деятельностный (виды самостоятельной работы, формы электронного общения со слушателями), контрольно­оценочный (цели и формы проведения итоговой аттестации, требования к уровню достижений слушателей).

Реализуемая в университете модель опережающего развития непрерывного профессионального образования основана на компетентностном, модульном, индивидуальном, личностно­деятельностном, программно­проектном, проблемно­ориентированном подходах в контексте раскрытия инновационных процессов модернизации современного образования. Процесс постдипломного образования перестраивается в вузе от трансляционного обучения к обучению действием. Соответственно, единицей построения содержания образовательных программ стала педагогическая задача, ориентированная на инновационный контекст развития образования.

Реализация модели опережающего развития потребовала изменения конструирования образовательных программ на основе модульного подхода, позволяющего построить индивидуализированный процесс обучения слушателей и обеспечить формирование индивидуального образовательного маршрута. «Образовательный модуль – это автономная единица представления целей и содержания образования, включающая рекомендации по их усвоению и контролю, обеспечивающая формирование одной или нескольких компетенций, либо части какой­либо сложной компетенции»2. Это позволяет каждому слушателю органично сочетать индивидуальную и групповую работу, обогащаться опытом коллег, использовать свой профессиональный опыт.

Применение модели опережающего развития непрерывного образования в вузе потребовало новой организации образовательного процесса. Место формализованных методов и средств обучения, ориентированных на передачу и усвоение информации, занимают инновационные, имеющие интерактивный, проблемный, практикоориентированный, исследовательско­проектный, операционный характер. Это обеспечивает решение педагогических проблем на основе конструктивного диалога, обмена мнениями, ролевого и позиционного взаимодействия, практического решения образовательных задач, использования информационных технологий.

Образование как взаимное развитие

Реализация модели опережающего развития требует формирования профессиональной компетентности профессорско­преподавательского состава. В этой связи в рамках корпоративного образования в вузе были организованы курсы, ориентированные на раскрытие проблем современного образования, принятие преподавателями новых целей общего и профессионального образования, освоение новых образовательных технологий и стратегий обучения. Корпоративное обучение профессорско­преподавательского состава обеспечивает преодоление сложившихся стереотипов и барьеров, способствует овладению инновационными методами и средствами и дает возможность по­новому обучать как студентов, так и слушателей курсов.

Постижение необходимости постоянного профессионального развития способствует введению в образовательный процесс подготовки слушателей модели обучения посредством действия. В этой связи учебный процесс при корпоративном обучении направлен на «выращивание» преподавателей – носителей деятельностной позиции, с успехом передающих свой опыт.

Реализация модели опережающего развития непрерывного образования потребовала создания программ дистанционного образования, позволяющих самостоятельно осваивать то или иное содержание. Использование информационно­технологической среды вуза дает дополнительные возможности для повышения квалификации слушателей. Таким образом, новое качество подготовки современных педагогов обеспечивает последовательная системная организация непрерывного образования в вузе.

  1. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. / Ю.Н. Кулюткин. – СПб, 2001, с. 5.
  2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе дополнительного образования педагога / А.А. Вербицкий // Нижегородское образование. – 2012, №1, с. 40.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
О реформировании системы образования в ЮФО
Компетентностный подход к подготовке преподавателей высшей школы
INTEL: Обучение для будущего
НГПУ: жизнь педуниверситета
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
Миссия Мичуринского государственного педагогического института
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Формирование компетенций студентов педагогического колледжа
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ